ПоискПочтаДискКалендарьДеньгиМой КругФотки
Войти


Друзья, 28 июля мы закрываем Я.ру. Приносим вам свои извинения.

(^_^)

клуб  

 
Присоединившись к клубу, вы сможете вывешивать фотки в галерее и создавать новые темы для обсуждения. Обсуждаемые темы клуба будут появляться на странице «Что нового».
Вступить в клуб

записи по  

месяцам · меткам · типам

выделить все / снять выделение

Показать
Вед написал
3 апреля 2010 года, 23:24
(^_^)
Тряпочные куклы славян





Из истории
Самые
первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы.
Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к
нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское
божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке,
причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой
характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое
место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой,
видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом

( Далее.... ).









Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои
волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу.
Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими
куклами и он выздоровеет.

Такими куклами не играли. Они
хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве
случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней
имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться
силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу
или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о
доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался
угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была
куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина
открывала окна и будто маленьким веником - куклой "выметала сор из
избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме.

У
каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая
младенца от "дурного глаза".
Но были и просто обыкновенные игровые
куклы, с которыми играли дети.

На Руси, да впрочем и у всех
славянских народов, было большое многообразие куколок.

Самая
распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась
она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка
и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто
такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в
такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то
запах травы оказывал лечебное действие на него.

Традиционной
игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с
давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук
накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до
7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали
носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго
разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери,
бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая
девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение
женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое
льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков,
волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда
обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно
хороши, и она делала их на заказ.

Обязательно приделывали косу и
ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу
по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок
поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.









Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как
эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки
брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их
владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать,
прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки
никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в
корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки.
Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть
"молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с
14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме
был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом
эти куклы переходили к детям.









В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские
праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий,
торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень
серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя
разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались
группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с
собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених,
невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы,
тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе.










Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к
богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную
косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить.
После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали
по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и
кукольная свадьба на этом заканчивалась.

В деревенской кукле
предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была
кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других
народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она
наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка -
свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья,
украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).


Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую
семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную
церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна
была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем
- маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают
героям волшебные куклы-помощницы.

Конечно, обрядовые куклы нельзя
считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика.
Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица
считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него
злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка.
Она должна
была принести ему благополучие, здоровье, радость. Единственное, чем
допускалось отмечать кукольные лица – это крест (древний могущественный
солнечный знак). В некоторых случаях именно он придавал текстильной или
соломенной фигурке магический статус оберега.









Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без
обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она
могла смеяться и плакать.

Сам образ деревенской тряпичной куклы
близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена
хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая
соответствовала символу - прекрасному образу девичества.









Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги.
Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др.,
олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие
куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

На
куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник,
отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение
традиций жемчужных отделок.

А костюму крестьянок Рязанской
губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную
поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми
рукавами, и обязательно женский головной убор "сорока" с вышитым очельем
и сзади убора бисерный позатылен.


КУКЛА СВОИМИ РУКАМИ
Итак,
что нам с вами потребуется: ножницы, иголка, нитки, цветные лоскуты,
белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы , ее основы, которая
называется "скалкой", маленькие пуговки, цветная тесьма, нитки "мулине"
для косы, бисер или мелкие бусинки.

Сначала изготовим "скалку".
Плотно скатаем кусок ненужной ткани и обошьем его белой тряпицей, можно
для этой цели воспользоваться старым журналом, скатав его в трубку и
тоже обшив белым материалом. Зрительно делим "скалку" на пять частей,
одну часть занимает лицо, остальное - туловище.

Теперь сошьем для
куклы сарафан. Возьмем лоскут прямоугольной формы шириной
приблизительно 2,5 объема "скалки", стачаем его и украсим тесьмой. Затем
верх сарафана наберем на двойную нитку, наденем на "скалку", затянем и
завяжем узлом нитку. Сарафан готов. Сделаем к нему пышные рукава тоже из
прямоугольных кусочков материи, стачав и собрав на нитку в двух местах:
вверху и внизу. Рукава пришиваем в месте соединения сарафана и головы
куклы.

Из ниток "мулине" сплетем косичку и прикрепим ее. Затем
завяжем ленту вокруг головки куклы красивым бантом, а также подвяжем
тесьмой сарафан. Наша кукла готова. Повесим ей на шею бусы.

Хотя,
ремеслом изготовление таких кукол назвать сложно. Давным-давно их
делали не для продажи, а для себя – как обереги, как ритуальные и
обрядовые символы. Верили, что куклы способны защитить, отвести беду,
вылечить болезни, избавить от бессонницы, поспособствовать урожаю,
привлечь в дом счастье, богатство, лад и прочее.

Их мастерили
(сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно. С надеждой
и, главное, с большой любовью. А потому в процессе изготовления не
использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть
будущего хранителя и защитника?). Нити рвали руками, так же поступали и с
тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании
постельного белья. И обязательно использовали ткань природную
(натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период,
не омраченный ни бедами, ни стрессами.

Детали кукол не сшивали, а
связывали между собой, приматывали друг к дружке. В некоторых случаях
навивали нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других – по
особой схеме, избегая повторных витков. При этом формулировали желания,
напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких
специальных случаях хранили полное безмолвие).

Отсюда и
положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно
чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла.
Специалисты называю этот эффект симпатической магией, т. е. способностью
вещей воздействовать друг на друга на расстоянии, передавая импульсы
посредством чего-то весьма похожего на эфир. Кто его знает, может ли на
самом деле материализовываться тайная волшебная симпатия и связывать
изготовителя с обрядово-обережной куколкой? Но что-то символическое
(вернее, архетипическое) в подобном колдовском процессе определенно
есть.

Изготавливали обрядово-обережных кукол в один прием, не
откладывая начатый процесс ни «на завтра», ни «на потом». Причиной тому
старинная примета: дело, сделанное во второй раз, перечеркивает то, что
было сделано в первый. Поэтому наши с вами пра-пра-…-бабули не мели избу
в две метлы, не ставили хлеб в печь два раза и считали, что нечисть
можно убить исключительно с одного удара (прихлопнешь второй раз –
оживет и ускачет, зараза).

Самый простой способ без
использования колюще-режущих предметов:


Все технологии
изготовления обрядово-обережных народных кукол просты и не требуют
особенных усилий. Но, наверное, нет ничего проще, чем сделать
куколку-Кувадку.

Вам потребуются две полоски ткани и нитки.
Материал должен быть обязательно натуральным (хлопок или лен).
Непременное условие – не используйте новую ткань. Возьмите лоскутки
старой одежды (или бывшего в употреблении постельного белья). Кроме
того, это должен быть «счастливый» текстиль, т. е. тот, который вы не
носили во времена невзгод, грустных периодов жизни, стрессовых или
конфликтных ситуаций.

Традиционно, в процессе изготовления не
используются колющие и режущие предметы (иголки с ножницами). Ткань и
нитки придется рвать руками. Если по краю остается бахрома – ничего, не
страшно. Так даже колоритнее, сразу видно – ручная работа. А если
поискать утешительное объяснение у знатоков обережной символики, то
можно наткнуться на интересную мысль: ровная структура тканевого
плетенья отражает упорядоченность мира, а распущенная нитяная бахрома –
вселенский хаос. Хорошо, когда в кукольном обереге присутствует и то, и
другое, символизируя пограничность объекта.

Кстати, специалисты
убеждены, что некоторой обережной силой обладает каждая хэнд-мэйд вещь и
объясняют это симпатической магией. С этой точки зрения любой продукт
декоративно-прикладного творчества можно считать оберегом (будь-то
квиллинговое панно, вытинанка, фигурка из обычной бумаги или
сюрреалистическая инсталляция из консервных банок).

Однако
вернемся к нашим Кувадкам. Для изготовления куколки предпочтительней
использовать традиционные цвета с особенной смысловой нагрузкой.
Например, красный символизирует жизнь и плодородие; белый – чистоту,
праведность, порядок. Но если нет под рукой красно-белых лоскутков – не
беда. Из века в век, с развитием текстильной промышленности, менялась и
цветовая гамма народных обрядово-обережных кукол. Так что
«предпочтительней» вовсе не читается как «в обязательном порядке».
Берите то, что есть.

Ткань меряют руками, как в старину – по
длине пальца, ладони, руки. Для Кувадки потребуются лоскутки разной
величины. Один – длиной в два указательных пальца и шириной в мизинчик.
Второй – длиной в один указательный палец и шириной в полмизинца.

Начинаем
с большого лоскутка. Мысленно делим его пополам по длинной стороне. Два
раза сворачиваем ткань по направлению к центру с одной и другой
стороны. Сгибаем ткань по мысленной центральной линии (как книгу
закрываем). Теперь перегибаем полученный скруток-столбик пополам. Сильно
проглаживаем его пальцами, придавая плоскую форму. Тело куклы готово.

Точно
так же готовим лоскуток поменьше, только не перегибаем его пополам.
Плюс, чуть отступив, нитками (в три витка) туго обкручиваем каждый из
концов заготовки. Получаются символические манжеты на ручках будущей
Кувадки. Нитки завязываем и обрываем. Длинные «хвостики» прячем в
складках ткани.

Осталось только соединить разрозненные кукольные
детальки. Большую заготовку-тело опять мысленно делим пополам – в этом
месте будет «талия», нижняя граница. Верхнюю часть еще раз мысленно
делим пополам и намечаем «шейку», верхнюю границу. Между пластами ткани,
ориентируясь на отметки-границы вставляем деталь ручек Кувадки.
Фиксируем нитью, обвивая «шею», «талию» и, словно военной портупеей,
крест-накрест «грудь» и «спину». Завязываем, концы нитки обрываем, а
«хвостики» опять прячем в складках ткани. Вот и все дела! Оберег готов.

На
основе технологии по изготовлению простой Кувадки можно попробовать
поэкспериментировать с вариантами. Это тоже очень просто.

Если
вместо одной заготовки для ручек сделать пять, то в конечном итоге у вас
получится оберег-Десятиручка. Мастера-изготовители обрядово-обережных
кукол рекомендуют сформулировать пожелание-просьбу для каждой из рук
будущей помощницы и приговаривать во время изготовления (что-то вроде «А
вот эта ручка будет помогать мне на даче, а вот эта – в бизнесе, а вот
эта – по дому шуршать, а вот эта – …»). Заодно сосчитаете все свои
насущные проблемы-обязанности.









Если в одну длинную заготовку-руку вложить деревянную палочку
(подойдет береза или орешник) и нанизать на нее сразу две куколки, то
получится Свадебная Кувадка, которую по традиции дарят молодоженам.
Правда, в этом случае, вам придется еще позаботиться о четкой
визуализации женской и мужской фигурок. Для этого Кувадку-невесту
оставляют как есть, а у Кувадки-жениха формируют символические штанишки,
разделяя нижние концы-ножки заготовки и обвязывая их нитками.









В заключение, не могу не упомянуть еще об одном нюансе,
на котором всегда акцентируют внимание новичков мастера-изготовители со
стажем. Самую первую обрядово-обережную куклу, сделанную своими руками,
дарить или отдавать не принято – плохая примета. Поэтому, если надумаете
поупражняться в древнеславянском ремесле, результат своей первой работы
сохраните. На всякий случай. Кто знает, где в этой сказке ложь, а где
намек?

Классифицировать кукол можно по технологиям изготовления
(мотанки-закрутки, кувадки, из тканевых квадратов и т. д.). Можно по
обрядам (для семейно-бытовых, календарных, прочих). Но, на мой взгляд,
лучше пользоваться методом группировки по функциям или, если хотите, по
магической кукольной силе. Так гораздо романтичнее. Я бы даже сказала –
сказочней.

Специалисты выделяют четыре основных функции:
продуцирующую, защитную, очистительную и замещающую. Кукол в каждой
функциональной группе очень много, так что рассмотрим только некоторых,
самых интересных «представителей».

Куклы, наделенные
продуцирующей магией


Десятиручка(еще ее называют
Многоручкой), помогает своему обладателю справляться с большими объемами
любой работы. Таких куколок в качестве свадебного подарка подружки
преподносили невестам, чтобы у молодых хозяюшек спорились дела.









Зерновушка (еще одно название – Зернушка) – в ее
матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую
куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы урожай будущий был
еще богаче.

Куклу-Кубышку с копеечкой в объемистом
тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом
богатство. В Кубышку складывали не только деньги, но и набивали ее
душистыми травами. Помнешь-потрогаешь такую кукольную
толстушку-травницу, и разольется по избе лесной-полевой аромат.

Кукол-Капусток
мастерили барышни на выданье и выставляли в окнах, сигнализируя о
готовности к браку – мол, пора засылать сватов. Плюс, Капусткам
полагалось притягивать к дому самых завидных женихов.

День и
Ночь
– связанные одной веревочкой две куколки разных цветов (черная и
белая, позже – синяя и белая), подвешивались к потолку. Они
упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих
обладателей.










Куклы, способные защищать
Наверное, самые
известный оберег – это Сестры Трясовицы, тринадцать
куколок-Лиходеек (Лихоманок). Их ровной связкой вешали на стену или
устанавливали шеренгой на печной тубе. Куклы олицетворяли собой иродовых
дочерей, духов болезней в образе женщин с разными именами (один из
множества существующих вариантов: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша,
Пухлея, Желтея, Старея, Каркуша, Немея, Авея, Глухея, Храпуша и старшая
сестра Кумоха). Считалось, что, узрев в доме своего мини-двойника,
незваная болезнь вселится в куклу, а не в человека.

Кувадка
(или Куватка) – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали
накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе,
чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол
стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и
служили им первыми игрушками.

Вепсская кукла (Кормилка) –
образ замужней женщины, символ благочестия и достатка. Этой куколке
приделывали объемную тряпичную грудь – чтобы дети были всегда сытыми и
здоровыми. Она «согревала» местечко в колыбельке до рождения ребенка.
После рождения – висела над изголовьем, как оберег от порчи и сглаза.
Когда малыш подрастал, с этой куколкой ему позволяли играть.









Берегиня с широко раскинутыми руками-крыльями также
подвешивалась в изголовье кровати (или же помещалась где-то в избе, выше
уровня человеческих голов). Защищала, берегла семью от ссор, болезней и
невзгод.

Кукла-Бессонница предназначалась для детей,
страдающих расстройствами сна, ее укладывали в кроватку неспящего
ребенка. При изготовлении обязательным считался приговор:
«Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой»
(возможны, конечно, варианты). Интересно, что тряпичную головку
Бессонницы часто набивали душистыми успокоительными травками.


Куклы,
обладающие очистительной силой

Одноименная куколка
(Очистительная) помогала избавляться от «плохой» энергетики в доме.
Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в
руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь
негатив прочь из избы.

Купавка – это обрядовая
кукла-однодневка с обязательными разноцветными ленточками на
ручках-палочках. Ее делали перед началом купального сезона, на праздники
Аграфены Купалицы и Ивана Купалы сплавляли по воде. После ритуала всем
позволялось плескаться и нырять в водоемах сколько душе угодно.

Мартинички
– нитяная пара куколок белого (зимнего) и красного (летнего)
цветов. Использовались в обряде закликания весны. Мартинички
вывешивались на ветвях деревьев, чтобы привлечь-приблизить наступление
теплого сезона.

Масленица – большущая кукла из дерева и
соломы, обязательно ряженая в текстильные одежды. Ее делали в конце зимы
во время масленичной недели и сжигали сразу после изготовления. Сгорая,
кукла заодно превращала в золу и пепел весь тот духовный негатив, что
накопился у людей за долгую зиму.

Кукушка – куколка,
вместе с которой двенадцатилетние девочки-подростки вступали в пору
зрелого девичества, объявляли себя девушками. Обряд проводили перед
Троицей – шли далеко в лес, пели там песни, водили хороводы, а также
символически хоронили кукол-Кукушек. При этом девушки приносили клятвы
быть в будущем хорошими матерями. Кукушки также помогали избавиться от
одиночества и тоски. Для этого девочки тет-а-тет рассказывали куклам
свои беды, а затем сжигали своих тряпичных визави. Одновременно сгорали и
все девичьи проблемы.

Кукла-Русалка помогала вызвать
дождь. Ее мастерили девушки во время засухи, затем укладывали в
символический гроб, торжественно с песнями несли к реке и бросали в
воду.


Куклы-заместители
Это куколки, по-доброму
представлявшие (дублировавшие) какого-то конкретного человека. Наверное,
самая известная из них – сказочная кукла Василисы Прекрасной. Если
помните, она олицетворяла собой умершую мать девушки, всегда была рядом,
наставляла и давала дельные советы.

Таких кукол мастерили из
одежды, принадлежавшей человеку-прототипу. Держали либо в красном углу
избы, либо при себе. Например, все та же Василиса из сказки прятала свою
куколку в кармане и везде носила с собой. Примечательно, что она даже
кормила тряпичную наперсницу, что придавало последней магических сил.

Кукол-заместителей
мастерили, когда кто-то покидал семью (например, если уходил в ратный
поход муж или сын). А тряпочный образ человека оставался в родном доме.
Причем, если вдруг с куклой приключалось что-то нехорошее, то это
считалось дурным предзнаменованием и для прототипа, семья начинала
готовиться к худшему.

Еще замещающая магия кукол нередко
использовалась в обрядах рождения и погребения. Кукол-двойников
«подбрасывали» злым духам, чтобы спасти живых (новорожденного младенца
или членов семьи усопшего, соответственно).

Существует еще одна
категория кукол – те, что изготавливались со злым умыслом.
Соответственно, еще одна группа-функция – вредительская. Без черной
магии, как видите, здесь тоже не обошлось. Но эту мрачную часть,
бросающую тень на светлый ряд текстильных народных кукол, мы обойдем
стороной.
 
(^_^)

Инва

4 апреля 2010 года, 18:07
      Молодец Вед, в предверии старинного славянского праздника,5 апреля, он осветил почти забытую тему. Я тоже играла даже в Ленинграде и ее окрестностях в тряпичные куклы. Их дарили мне многие родные, знакомые. Они перемежались с целлулоидными пупсиками и резиновой Зиной. Когда мы оказались в Карелии, там долго были только тряпичные. А в годы войны мы сами - дети шили такие куклы и носили в подарок больным детям в больницу, а когда сама стала школьницей - шили покрупнее кукол и дарили в детский сад и детский дом. Тряпичные куклы, в отличии от целлулойдных,у них  руки - ноги, а то и голова так быстро не отрывались и не терялись. На базарах долго еще я видела как продавали такие куклы.
      Кстати, я и в Индии встречала тряпичные куклы, особенно в тибетских и северных магазинах Индии, а также у детей, гуляющих с мамашами.
                                                                                                                ИнВа
(^_^)

Вед

4 апреля 2010 года, 22:32


Народная
кукла “Берегиня дома”. Существует огромное количество
обрядовых обережных кукол пришедших к нам из глубины веков. Это
народное творчество и традиции наших предков привлекают нас и сегодня.
Большой интерес сейчас вызывает познание традиций изготовления русских
народных обрядовых кукол. Я расскажу вам об одной из них. Это кукла
оберег "Берегиня дома".
Изготавливается она из ненужных, оставшихся
от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Бывает и так, что
что-то уже не оденешь, а выкинуть жалко, потому что связано с каким то
памятном событием в вашей жизни. И сделать из этой вещи русскую
тряпичную куклу будет самым оптимальным вариантом, тут вам и память и
оберег в одном лице. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды
человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее. Или если
вы делаете куклу в подарок, тогда используйте лучше кусочки новых
тканей.
Еще нам понадобятся прочные красные нитки. Красный цвет считали наши
предки обережным, поэтому куклы завязывались нитками такого цвета.
В
идеале все тряпочки только рвались на нужные кусочки и завязывались
ниткой, которую отрывали вручную. Сейчас при изготовлении кукол
допускается использование ножниц.
Приступаем к изготовлению куклы своими руками.
Берегиня дома относится к куклам столбушкам. Иначе говоря, ее основа
делается в виде столбика.


Изготовление основы для столбушки Изготовление основы для столбушки
Столбик
делаем из скрутки либо махрового полотенца, либо наволочки, либо любой
другой материи, но желательно из натуральных тканей, как у наших
прародителей. Скрутка имеет определенный размер в локоть. То есть он
соответствует расстоянию от внутренней части локтя до запястья или
середины ладошки.
Итак, нам нужно сложить материал для скрутки так, чтобы он
соответствовал традиционному размеру в локоть.
Скрутка должна быть тугой и ровной по краям, чтобы кукла твердо стояла
на горизонтальной поверхности



Смотреть и читать далее....

.
Изготовление основы для столбушки
Теперь нам необходимо зафиксировать область
шеи и талии.
Для этого мы делим скрутку на три равные части, перевязывая в двух этих
местах ее красной прочной нитью.
В итоге у нас должна получиться тугая, с ровными концами скрутка.
Эта скрутка является туловищем нашей будущей куклы, а оно должно быть
устойчивым и ровным.
На фото 2 скрутки. Белая скрутка была заготовлена зарание а скрутка
из полотенца приведена для того, чтобы показать процесс изготовления.
Дальше я буду делать куклу берегиню из белой скрутки, т.к. этот
материал предоставил тот человек для которого и изготавливается эта
кукла в подарок.

Теперь приступаем к изготовлению наряда куклы.
Сначала наряжаем ее в рубашку. Для этого берем кусок белой
или светлой  ткани. Поскольку рубашка будет являться и лицом нашей
куклы, то лучше брать цвета более подходящие для этого.Это кусок
материи квадратной формы со стороной от 40см. до 50см. Чем больший
кусок мы возьмем, тем пышнее получаться рукава у куклы.
alt начало изготовления куклы

Кладем скрутку одним концом к
середине квадрата, а другим в направлении угла. Накрываем скрутку
материалом, взяв противоположный
угол и наложив его на угол, куда
направлена скрутка.

начало изготовления куклы формирование головы обережной куклы
В месте сгиба материала
начинаем собирать края получившегося треугольника, как надеваем
платочек. Расправляем ткань, чтобы у нашей
куклы не было морщинок на
лице.

формирование головы обережной куклы
Собираем ткань по скрутке и
завязываем ниткой область шеи. Так мы сформировали нашей кукле голову.
Теперь
нужно придать нашей берегине формы. Сделать грудь и попу.

Отолщения для куклы Отолщения для куклы
Для этого возьмем кусочек светлого
материала в виде квадрата со стороной 20см. Обрезки ткани, нитки –
это то, что послужит нам наполнителем.
Положить наполнитель в квадрат
и закрутить его тканью.

Формирование груди тряпичной куклы Формирование груди тряпичной куклы
Наложить грудь на переднюю
верхнюю часть скрутки и завязать сзади на два узла.

Формирование попы тряпичной куклы 
Теперь делаем такую же
заготовку, как и на грудь, только привязываем ее сзади и ниже талии,
завязав спереди на два узла.
Теперь обернем нижнюю
часть куклы.
Начинаем с задней части.

Технология изготовления тряпичной куклы Технология изготовления тряпичной куклы

Технология изготовления тряпичной куклы Технология изготовления тряпичной куклы
Натягиваем на
нижнюю часть скрутки материал и, обворачивая ее снизу, аккуратно
укладываем его на переднюю часть скрутки.

Придерживая ткань,
проделываем ту же операцию и с передней частью материала, завернув его
на заднюю сторону.

Технология изготовления тряпичной куклы
Аккуратно
заправляйте все концы, чтобы не было висячих хвостиков.

Технология изготовления тряпичной куклы alt

Далее
повторяем операцию со вторым концом ткани.

изготовление Берегини изготовление Берегини
Теперь
придерживая все наши загибания
материала, завязываем ниткой под попой.
Если все сделано правильно,
то наша кукла в вертикальном
положении должна стоять.

Приступаем
к формированию рук куклы.


Формирование рук традиционной куклы Формирование рук традиционной куклы

Формирование рук традиционной куклы Формирование рук традиционной куклы
Подгибаем угол материала до
желаемой длины руки. Складываем края материала к середине. Собираем из
получившегося края гармошку.

alt alt

Проверка одинаковости рук куклы Столбушка
Завязываем
ручку на расстоянии 1см. То же самое
делаем и с другой рукой, только обязательно сравнить длину рук,
сложив их вместе. Наша рубашка тоже готова.
Приступаем к
изготовлению юбки для куклы.


По ширине юбка должна иметь 1,5
обхвата, по длине от талии до подола
и плюс 0,5см. для того чтобы
можно было привязать ее на талии.
Изготовление русской куклы
Обворачиваем юбку вокруг скрутки
и привязываем ниткой к талии.

Изготовление русской куклы
Делаем фартучек. Его можно
изготовить из ткани или кружев или сделать вышивку из русских узоров,
которые найдете на этом сайте. Тоже привязываем его на талии.

Принимаемся
за оформление головного убора куклы.


Изготовление русской куклы Изготовление русской куклы
Сначала повязываем повойник.
Это налобная повязка. Она может быть в виде широкой ленты или
небольшой косынки. Наверх повязываем платок. Голова куклы полностью
оформлена.  Лицо куклы по традиции остается безликим. Это делалось
специально, чтобы в куклу не вселился дух, и она
не стала охранять
саму себя. Безликая кукла оберегает весь дом, являясь его духом.

Изготовление русской куклы
Обязательным атрибутом для
русского костюма является пояс. Его можно изготовить из ленточки или
сплести косичку из ниток. Пояс должен по традиции быть длинным.
Обвязываем
пояс вокруг талии. Он закроет все наши ниточки и украсит куклу.

Осталось
сделать мешочек счастья.


мешочек счастья для обережной куклы мешочек счастья для обережной куклыВ небольшой квадратик положить
наполнитель и завязать ниткой.

мешочек счастья для обережной куклы
Привязать мешочек к рукам.
Кукла
оберег «Берегиня дома» готова.

Традиционная русская тряпичная кукла Берегиня дома
Эту
куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала
всех входящих и не пускала злые силы в дом.
Думаю, вам понравится
такая традиционная русская обрядовая кукла. Она будет не только
радовать вас и ваших гостей, но и оберегать ваш дом.

Традиционная русская тряпичная кукла
Когда вы будете
изготавливать обережные куклы, делайте это с хорошим настроением и
добрым настроем. Несмотря на несложность технологии
изготовления
традиционных кукл, все они получаются разными, со своим характером и
лицом.




 
(^_^)

O-o-i-o-O

3 февраля 2011 года, 16:01
Тряпичные куклы http://www.krupenichka.ru/krupenichka/ в старину, играли огромную роль: они была участницами многих праздников и обрядов; были оберегами; являлись символами счастья, добра, благополучия  и продолжения рода; ребенок, играя с ними, приобщался к культуре и традициям своего народа; тряпичные куклы дают большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка и фантазии.
Подробнее: http://www.krupenichka.ru
β-версия

 

Что получается:    изменить 
Подписаться на комментарии к записи

Получать уведомления о всех ответах в этом обсуждении.

 
Отписаться от комментарев к записи

Получать уведомления только о тех ответах в этом обсуждении, которые адресованы лично вам.

 
К сожалению, комментарий не удалось отправить. Попробуйте ещё раз.я в курсе